Высокий суд Лондона обязал бывшего трейдера Shell Евгения Тихонова возвратить компании $2,5 млн, а также отдать более двух третей рижской квартиры, купленной с использованием корпоративных средств. В 2006–2007 гг. Shell перечисляла Тихонову деньги для подкупа владельцев компании «Совфрахт» (одна из крупнейших транспортно-экспедиторских компаний России). С помощью взяток нефтяная компания надеялась снизить расходы на транспортировку российских нефтепродуктов по железной дороге. Суд решил, что Тихонов совершил «в высшей степени нечистоплотные деяния» и использовал переданные ему средства для личного обогащения.
Уроженец и гражданин Литвы Евгений Тихонов сейчас проживает в Риге. До прихода в Shell в октябре 2004 г. он работал трейдером в компаниях Albion Oil и Starsupply Tullett Energy. В Shell Тихонов курировал поставки топлива из стран бывшего СССР, попеременно работая то в лондонском, то в московском офисе компании.
В августе–декабре 2006 г., находясь в Москве, Тихонов получил на служебные цели около $800 тыс. Проверка, в ходе которой Shell проследила путь этих денег, показала, что трейдер использовал их для покупки квартиры в Риге. Именно этот факт побудил компанию обратиться в суд. Защищаясь, трейдер пытался доказать, что сделал дорогостоящее приобретение на доходы от инвестиций в российскую недвижимость, а также на средства родственников. Осенью 2008 г. Shell наложила арест на квартиру, однако Тихонов умудрился избавиться от нее, уступив в зачет долга по личному займу. Это обстоятельство полностью подорвало доверие судьи Джека к трейдеру. «Тихонов оказался способен на в высшей степени нечистоплотное деяние, а значит, его показания могут быть абсолютно лживыми», — записано в решении Высокого суда.
После возвращения Тихонова в Лондон в 2007 г. Shell перевела на счета офшора T Capital Ltd $2,5 млн. Нефтяная компания утверждала, что бенефициаром этой компании был Тихонов. Сам трейдер заявлял, что офшор был создан в пользу акционера «Совфрахта» Александра Иванова. А деньги были взяткой, за которую Иванов согласился снизить для Shell стоимость перевозки нефтепродуктов.
Кроме того, Тихонов в своих показаниях утверждал, что первая буква T в названии офшора не имеет к нему никакого отношения. Трейдер намекал, что за этим инициалом скрывается семья Чигиринских (по-английски эта фамилия пишется как Tchigirinski). Появление фамилии скандально известного российского предпринимателя Шалвы Чигиринского связано с тем, что его сын Вадим вел дела с одним из высокопоставленных сотрудников «Совфрахта». Шалва Чигиринский долгое время был совладельцем нефтяной компании Sibir Energy (год назад эта компания перешла под контроль «Газпром нефти»). Работая в Shell, Тихонов как раз вел несколько контрактов с Sibir Energy и «Совфрахтом».
Суд под впечатлением квартирной аферы счел показания Тихонова неубедительными и вынес решение в пользу Shell. Поначалу компания требовала от трейдера возмещения вреда, однако затем решила ограничиться возвращением суммы иска с небольшими процентами. При этом суд установил, что руководство Тихонова знало об истинном назначении $2,5 млн, хотя в корпоративном кодексе Shell «прямое или косвенное предложение, выплата, требование или получение взятки в любой форме» названы неприемлемыми.
Источник: "Маркер", 28.06.2010
Комментариев нет:
Отправить комментарий