Министерство юстиции США и Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) занимались делом немецкого автоконцерна Daimler как минимум четыре года — с 2004-го по 2008-й. За это время им удалось собрать достаточные сведения, подтверждавшие взяточничество Daimler по всему миру. Материалы были переданы в окружной суд Вашингтона, обвиняемые — сам автоконцерн и его представитель в России — на недолгом процессе признали свою вину: они на протяжении многих лет давали взятки чиновникам в обмен на крупные государственные контракты. Общая сумма взяток по всему миру превысила 56 млн долларов, немалая часть которых была потрачена и в России.
Федеральный судья Соединенных Штатов Ричард Леон решил: раз среди взяточников нет американских чиновников, а Daimler признал свою вину и готов заплатить в бюджет США 185 млн долларов, то заниматься дальнейшим поиском виновных бессмысленно. Таким решением остались довольны все участники процесса.
Напомним схему, по которой осуществлялись взяточные платежи. Деньги со счетов головной компании или ее дочерних структур переводились на фирмы-однодневки — от США и Коста-Рики до Британских Виргинских островов. Счета многих «помоечных» компаний, принадлежавших российским чиновникам, находились в банках Латвии и штата Дэлавер, где они, видимо, затем обналичивались. Что любопытно, сегодня эта схема почти полностью повторяется в другом громком расследовании, инициированном полицией Германии. В многомиллионных взятках чиновникам Генеральной прокуратуры России подозревается крупнейший производитель компьютерного оборудования — Hewlett-Packard (HP). Немецкие следователи полагают, что, как и в случае с Daimler, комиссионные платились в обмен на крупные государственные контракты.
Обычно, чтобы взятка была экономически выгодна, поставщик завышает цены на свой товар, заключается контракт, а взяточнику просто вычитается разница из реальной стоимости и завышенной. Эксперты «Новой газеты» уверены: европейские компании, даже из числа тех, что дают взятки, по такой схеме не работают. Скорее всего, в обоих случаях речь шла об очень крупных поставках, на которые обычно делается оптовая скидка. Видимо, Daimler и HP скидки не делали, а перечисляли ее чиновникам на офшорные компании.
Мы изучили государственные контракты шести российских ведомств (МВД, ФСБ, ФСО, СКП, Генеральной прокуратуры и Управления делами президента) и с удивлением обнаружили, что, пожалуй, 90 процентов всех поставок дорогих «Мерседесов» осуществляла одна и та же группа компаний: «Нью-Йорк Моторс-Москва», «Панавто» и «Авилон». Все они принадлежат одним и тем же лицам.
«Авилон» — официальный дилер «Мерседес-Бенц РУС». Компания «Нью-Йорк Моторс-Москва» — дилер Ford, однако это не мешает ей заключать крупные контракты на поставки «Мерседесов». Журнал Forbes включил «Нью-Йорк Моторс-Москва» в свой список 200 самых закрытых компаний России. Согласно базе данных SKRIN, учредителем одного из главных поставщиков «Мерседесов» для спецслужб является фирма New York Motors Corp, зарегистрированная в штате Нью-Джерси. Американские коммерческие регистры показывают, что один из совладельцев компании — Александр Варшавский.
Forbes сообщал, что Варшавский, давно обосновавшийся в Америке, уже отошел от дел и передал управление автомобильным бизнесом Андрею Павловичу, который возглавляет «Авилон» и «Панавто». Павлович не ответил на официальный запрос «Новой газеты» и не подтвердил нам, действительно ли Варшавский больше не имеет никакого отношения к поставщикам «Мерседесов» для российских госорганов.
В целом поставками для автопарка российских спецслужб и госорганов занимается достаточно небольшая группа компаний, которые на протяжении многих лет выигрывают конкурсы. Пожалуй, крупнейшим из всех поставщиков является «Военно-промышленная компания». Фирма образована в 2006 году и входит в холдинг «Русские машины», принадлежащий Олегу Дерипаске. «Военно-промышленная компания» управляет несколькими заводами, производящими военную технику. Главные потребители этой техники — российские спецслужбы: МВД, ФСБ, ФСО, ФСКН. Несмотря на свою молодость, «Военно-промышленная компания» за последние три года заключила как минимум 360 государственных контрактов на приблизительно 17 млрд рублей. Глядя только на эту сумму, заработанную Олегом Дерипаской из государственного бюджета, становится понятно, что те 7 млрд инвестиций, вложенных «Базовым Элементом» в строительство имеретинского порта для Олимпиады, — не столь уж обременительная социальная нагрузка для близкого власти бизнесмена.
«Нью-Йорк Моторс-Москва» является «любимым» поставщиком для Федеральной службы охраны РФ, ФСБ. Дорогие машины для ФСО поставляет и группа компаний «Независимость». В нее входят фирмы «Авто Ганза», «АА Независимость Премьер Авто» и «АЦМ», которые являются дилерами «Вольво», «Фольксвагена» и «Ауди». Они за последнее время заработали от ФСО примерно 155 млн рублей. 50,05% акций «Независимости» принадлежат бизнесмену Роману Чайковскому, остальная часть, как сообщал «Коммерсантъ», была выкуплена в 2008 году структурами, близкими к Альфа-Групп, совладелец которой — Михаил Фридман.
Крупнейшим поставщиком машин для ФСБ остается «Военно-промышленная компания» Олега Дерипаски. Она получила 76 контрактов на 1,8 млрд.
Услугами компаний «Нью-Йорк Моторс-Москва» и «Военно-промышленная компания» также систематически пользуется МВД РФ, Генеральная прокуратура, Следственный комитет.
Советник управляющего делами президента Виктор Хреков рассказал, что крупнейшим поставщиком автомобильной техники является компания «БМВ Русланд Трейдинг», официальный дилер которой — ЗАО «Азимут СП» — выступал победителем на объявленных конкурсах. Среди других клиентов «Азимут СП» — ФСБ, ФСО, ФСКН.
В декабре 2009 года в редакции некоторых столичных газет пришло письмо от Александра Колобкова, бывшего генерального директора компании «Ф энд СИ Трейдинг», одного из первых дилеров «Форда» в России. Колобков рассказывал, что он исчерпал все возможности защитить свой бизнес, и поэтому обратился к журналистам за помощью. В середине 90-х он взял к себе на работу Константина Погорелова, уволившегося тогда, по словам Колобкова, в звании генерал-лейтенанта из Министерства обороны. Далее, по словам Колобкова, якобы генерал начал ему угрожать, в 95-м году его похитили и избили, затем вынудили уехать из страны и, в конце концов, отобрали бизнес. Константин Погорелов и его сын — Александр — впоследствии учредили компании «Азимут СП» и «Автопассаж», которая сегодня также выигрывает многочисленные конкурсы. Колобков рассказывал, что Константин Погорелов, вынудив его уйти с поста генерального директора, поставил на это место сына своего сослуживца — некоего Сергея Квашнина.
Источник: «Новая газета» №42 от 21.04.2010
Комментариев нет:
Отправить комментарий