Биография:
Родился 14 июня 1957 года в Москве.
Не окончил Московский институт инженеров транспорта (ушёл из него после четвёртого курса). Сокурсником Блаватника был Виктор Вексельберг.
В 1978 году эмигрировал вместе с семьей из России в США. Имеет ученые степени Колумбийского университета (магистр наук) и Гарвардской школы экономики (МВА).
Женат на американке. Постоянно проживает в Нью-Йорке.
В 2007 году Forbes помещал его под номером 45 в своём списке богатейших американцев, оценивая его состояние в $7,2 млрд.
Член Совета Директоров Управляющей компании "СУАЛ-Холдинг", Член Совета Директоров ОАО "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания".
В 1986 основал компанию "Access Industries", осуществляющей инвестиции в различные виды индустрии.
С 1991 года один из основателей и партнёр Российско-Американского совместного инвестиционного предприятия "Ренова".
В разные годы занимал ключевые позиции в компаниях "Arthur Andersen & Co.", "Macy's Department Stores", "General Atlantic Partners", ТНК,"Deeside Aluminum", "Access Industries (Eurasia)", "EnergiBolaget i Sverige AB".
Поддерживает контакты с политической элитой России, в частности, с Анатолием Чубайсом и Сергеем Степашиным. В 1999 году спонсировал визит Степашина в Вашингтон, устроил в его честь обед, на котором присутствовали вашингтонские политики.
Известно, что Блаватник осуществляет значительные пожертвования в избирательные фонды конгрессменов Республиканской партии от штата Нью-Йорк (головной офис фирмы Блаватника находится в Нью-Йорке).
С 1996 года Блаватник развивает свой бизнес в Казахстане. Он организует PR Касым-Жомарта Токаева в США, спонсирует его визиты.
С 1998 года Блаватник активизирует свою деятельность в России, в частности, готовит варианты стратегического партнерства между "Аксесс Индастриз" и РАО "ЕЭС". В 1999 году Анатолий Чубайс будучи в Казахстане заявил о возможном создании в Павлодарской области топливно-энергетической компании с участием трех электростанций, РАО "ЕЭС" и "Аксесс Индастриз".
Основной доход Блаватнику принесла покупка 50% акций ТНК пополам с Вексельбергом. В 2003 г. от продажи доли ТНК британской BP каждый из них заработал почти по $2 млрд. По неофициальным данным, доля Блаватника в «Ренове» составляет около 30%.
Access Industries Леонарда Блаватника купила британское подразделение прокатной компании Мела Гибсона Icon и библиотеку из более чем 500 фильмов, среди которых «Шофёр мисс Дэйзи», «Танцы с волками», «Стилет» и «Страсти Христовы»[3]
Источник: «Википедия»
Досье:
Начиная с конца 90-х годов Леонард Блаватник на протяжении многих лет находился в центре грандиозных международных скандалов, связанных с нефтяным бизнесом, в частности, с добывающей компанией «Черногорнефть».
Всё началось с того, что в 1991 году "Черногорнефть" и созданная канадскими учредителями кипрская Nawsco Weil Servicing Ltd. создали АОЗТ "Корпорация 'Югранефть'" с уставным капиталом $2 млн. В нем канадцам принадлежало 60% акций, "Черногорнефти" — 40%. Через год уставный капитал был увеличен примерно до $12 млн, свой вклад в уставный капитал Nawsco (позже переименованная в Norex Petroleum) внесла интеллектуальной собственностью на сумму $5,8 млн.
После приватизации "Черногорнефть" была преобразована в ОАО и вошла в состав управляемой известной британо-американской компанией BP нефтекомпании СИДАНКО. В начале 1999 года Norex провела через собрание акционеров "Югранефти" решение о признании недействительной большей части взноса "Черногорнефти" в уставный капитал компании и снизила ее долю с 40% до 1,45%. Однако осенью того же года "Черногорнефть" была по инициативе Блаватника обанкрочена, а ее имущество продано ТНК.
Журналисты обращали внимание, что в борьбе за нефтяные активы Блаватнику и его партнерам активно помогал бывший заместитель председателя правительства РФ Альфред Кох.
Источники: Газета «Коммерсантъ» № 35 (2404) от 28.02.2002, «Ведомости» от 23.12.2002
В связи с этим Леонард Блаватник в первый раз оказался в центре скандала. В ноябре 1999 года Федеральный окружной суд штата Нью-Йорк принял к рассмотрению иск американской компании TPT (входит в состав возглавляемой Борисом Йорданом группы "Спутник". Создана для управления вкладами американских и других зарубежных инвесторов в СИДАНКО) против «Тюменской нефтяной компании» ТНК и ряда ее совладельцев. В качестве ответчиков по иску TPT выступали ТНК, Блаватник и возглавляемые им фирмы Access Industries и Renova. Последняя фирма владела 50% акций ЗАО "Новый холдинг", которой принадлежал контрольный пакет акций ТНК. Им вменялись незаконные действия, которые они допустили при банкротстве добывающих предприятий нефтяной компании СИДАНКО — компаний "Кондпетролеум" и "Черногорнефть", использование банковских махинаций для кражи выручки от продажи нефти, добытой на этих предприятиях, манипулирование в своих интересах списком кредиторов "Черногорнефти" и масса других противозаконных действий.
ТРТ вел наступление на ТНК не только в США. В ноябре 1999 года судами различных российских регионов по требованию "дружественных" ТРТ акционеров "Черногорнефти" было выдано не менее десятка исполнительных листов и определений.
Источник: Газета «Коммерсантъ» № 217 (1861) от 24.11.1999
Однако, несмотря на действия ТРТ, ТНК успешно поглотила «Черногорнефть», после чего решила вернуть утраченную долю «Черногорнефти» в "Югранефти". В связи с этим в 2002 году возник новый международный скандал, центральной фигурой которого вновь оказался Леонард Блаватник.
В 2000 году по инициативе окружения Блаватника арбитражный суд Ханты-Мансийского АО признал недействительными решения собраний акционеров "Югранефти" и наложил арест на часть принадлежащего Norex пакета акций (50,29%). Юристы ТНК нашли оригинальный подход к оппонентам: интеллектуальный взнос Norex показался им "вызывающим сомнения с точки зрения российского законодательства". В январе 2002 года арбитражный суд Ханты-Мансийского АО признал недействительной сделку по внесению Norex Petroleum ноу-хау в уставный капитал "Югранефти". Решение суда изменило соотношение сил в "Югранефти": "ТНК-Нижневартовск" стала владельцем 80% акций корпорации, а Norex — 20%.
После этого Norex и обратилась в в окружной суд Нью-Йорка. Вкратце суть иска такова: совладельцы ТНК — Access Industries, Renova, "Альфа-групп", в которую входят компания Crown и другие юрлица, имели соглашение о насильственном захвате "Югранефти". Захват был осуществлен "с помощью подделки протокола собрания акционеров, физических угроз, вымогательства, неуплаты налогов и отмывания денег". Реализовали этот план граждане США Леонард Блаватник (Leonard Blavatnik) и Семен Кукес (Simon Kukes), а также Эллиот Шпитц (Elliot Spitz), Иосиф Бакалейник, Виктор Вексельберг. Все они являлись высокопоставленными сотрудниками компаний "Альфа-групп" и Access/Renova.
Источник: Газета «Коммерсантъ» № 35 (2404) от 28.02.2002
Продолжение конфликта вызвало немалое удивление у большинства сторонних наблюдателей. Летом 2003 года завершилась сделка по созданию совместного предприятия англо-американской компании BP и ТНК - ТНК-BP, в которой акционеры ТНК — "Альфа-групп", Access Industries и "Ренова", с одной стороны, и BP — с другой, стали владеть по 50% акций.
Источник: Журнал «Деньги» № 50 (455) от 22.12.2003
Летом 2004 года британские газеты написали о том, что Леонард Блаватник выложил на аукционе 75 миллионов долларов за дом на престижной Кенсингтон Палас-гарденс. Любопытно, что в аукционе участвовал и владелец «Челси» Роман Абрамович, однако ставка господина Блаватника оказалась выше.
Источник: «Известия» от 07.07.2004
В феврале 2004 года суд отклонил иск Norex, сочтя его вне своей юрисдикции и предложив перенести разбирательство в Россию. Norex подала ходатайство об отмене этого решения в федеральный апелляционный суд США, который, сочтя Россию неадекватным местом для рассмотрения иска Norex, 21 июля 2006 года удовлетворил просьбу Norex и направил дело на повторное рассмотрение.
В декабре 2005 года компания Norex Petroleum подала дополненный иск в федеральный суд Южного округа Нью-Йорка, в котором расширила круг обвиняемых. Теперь в число ответчиков были включены компания BP, ТНК-BP, председатель ее совета директоров лорд Джон Браун, президент ТНК-BP Роберт Дадли и член совета директоров ТНК-BP Роберт Шеппард.
Источник: Газета «Коммерсантъ» № 242 (3326) от 23.12.2005
В 2004 году Леонард Блаватник оказался в центре противостояния с Федеральной антимонопольной службой РФ. ФАС предъявила претензии «Единой торговой компании» (ЕТК), торгующей каустической содой и поливинилхлоридом (ПВХ). ЕТК была подконтрольна группе Access/Renova, ее совладельцами являются Виктор Вексельберг и Леонард Блаватник. ЕТК решилась на открытую скупку почти всей продукции заводов-производителей в рамках одной отрасли для ее последующей перепродажи. ФАС сочла действия ЕТК откровенной монополизацией хлорной отрасли и обратилась в суд с требованием ликвидации компании.
28 октября 2005 года ФАС МО утвердил мировое соглашение между Федеральной антимонопольной службой и ОАО "Единая торговая компания", которая перечислила в бюджет свыше 20 млн руб.
Источник: Газета «Коммерсантъ» № 87 (2926) от 18.05.2004, № 135 (3466) от 26.07.2006
Летом 2005 года стало известно об определенных проблемах Блаватника, связанных с его участием в ОАО «Связьинвест». Решать эти проблемы он начал с помощью Минэкономразвития РФ, которое тогда возглавлял Герман Греф. В частности Минэкономразвития заявило о том, что проведет исследование последствий внесения поправок в устав ОАО "Связьинвест" с целью расширения прав миноритарных акционеров. Ранее представители МЭРТа и Мининформсвязи РФ уже заявляли о необходимости восстановления прав миноритариев холдинга, которые частично были утрачены с принятием закона "Об акционерных обществах" в 1999 году. На тот момент у "Связьинвеста" был только один миноритарный акционер — компания Mustcom, которую в 2004 году за $625 млн купил у Джорджа Сороса Леонард Блаватник.
Чуть позже стало понятно, зачем это понадобилось Блаватнику. Осенью 2005 года он заявил, что намерен участвовать в приватизации российского телекоммуникационного холдинга "Связьинвест". Тогда выставлялись на торги 75% акций "Связьинвеста".
Кроме того, журналисты обращали внимание на то, что Блаватнику активно помогал в получении контроля над «Связьинвестом» тогдашний министр связи РФ Леонид Рейман.
Источники: Газета «Коммерсантъ» № 104 (3188) от 09.06.2005, Журнал «Деньги» № 40 (545) от 10.10.2005
В феврале 2006 года Леонард Блаватник инициировал судебное разбирательство между ТОО "Богатырь Аксес Комир" (является дочерней компанией Access Industries Леонарда Блаватника, ТОО тогда принадлежал один из крупнейших в мире разрезов "Богатырь" проектной мощностью 50 млн тонн угля в год, ему в аренду также были сданы разрез "Северный" и электростанция "Молодежная", принадлежащие РАО ЕЭС) и РАО ЕЭС.
В иске "Богатыря" было сказано, что в период действия контракта на недропользование компания потратила на горно-подготовительные работы 1,7 млрд руб. Кроме того, "Богатырь" указывает, что за годы аренды ТОО понесло расходы на приобретение имущества для РАО ЕЭС более чем на 545 млн руб. При этом РАО ЕЭС, говорилось в иске, вообще не финансировало разрез и не соблюдало условия соглашения об аренде.
В конце 2006 года стало известно о мировом соглашении между структурой Блаватника и РАО ЕЭС по данному спору.
Источник: Газета «Коммерсантъ» № 227 (3558) от 05.12.2006
В 2006 году у Блаватника возникли серьёзные разногласия с олигархом Виктором Вексельбергом. Эти разногласия, как сообщала пресса, касались стратегии развития холдинга СУАЛ, в котором Блаватник и Вексельберг являлись совладельцами.
Со ссылкой на источников в администрации президента РФ высказывалось предположение о том, что позиция Блаватника объяснялась тем, что он как раз в тот период времени "разводил" бизнес со своим давним партнером Виктором Вексельбергом и хотел как можно быстрее получить деньги за свою долю в СУАЛе в ходе IPO компании. Высказывалось мнение, что Виктор Вексельберг додавит своих партнеров, предложив им выкупить долю партнера. Для этого ему понадобилось бы как минимум $1,5 млрд.
При этом, суть этих разногласий подробно не освещалась. Блаватнику на тот момент принадлежали 30% СУАЛа, поддерживавшему его в конфликте с Вексельбергом бизнесмену Владимиру Кремеру — около 10%. конфликт между миллиардерами зашёл столь далеко, что журналисты стали писать про то, что Виктор Вексельберг официально подтвердил информацию о готовящемся слиянии компании с ОАО "Русский алюминий" ("Русал") и глиноземными активами швейцарской Glencore. Однако предприниматель оговорился, что альтернативные планы по публичному размещению акций СУАЛа также в конце 2006 года оставались актуальными.
Источники: Газета «Коммерсантъ» № 171 (3502) от 14.09.2006, Журнал «Деньги» № 37 (593) от 18.09.2006
10 октября 2006 года владельцы "Русского алюминия" ("Русал"), СУАЛа и Glencore подписали трехстороннее соглашение о создании компании "Российский алюминий", оценив ее в $25-30 млрд, а долю СУАЛа — в 22%. Помимо самого СУАЛа, куда входили преимущественно заводы по производству первичного алюминия, акционеры СУАЛа вносили долю в "Коми Алюминии", а Леонард Блаватник передал также угольные разрезы в Казахстане. Тем не менее выяснилось, что цена выкупа акций у миноритариев была занижена. В связи с этим миноритарии заявили о подготовке иска в лондонский суд.
Источник: Газета «Коммерсантъ» № 191 (3522) от 12.10.2006
Чуть позже американская компания RSM Production обвинила главу "Альфа-групп" Михаила Фридмана и владельца Access Industries Леонарда Блаватника в причастности к сговору с целью лишения компании эксклюзивного права на разведку и добычу нефти и газа на шельфе Гренады. RSM требовала компенсации в размере $500 млн. Однако опрошенные журналистами юристы были уверены, что иск мог преследовать только пиар-цели.
Как следовало из искового заявления, в 1996 году Гренада выдала RSM эксклюзивное право на ведение разведки и добычи углеводородов на своей морской территории. Однако стороны договорились отсрочить вступление соглашения в силу до момента, когда Гренада, Венесуэла и Тринидад урегулируют свои морские границы. Чтобы ускорить урегулирование спора, RSM инициировала международное разбирательство. Однако оно долго не завершалось, что мешало мешает прекращению действия форс-мажорных обстоятельств и осуществлению прав RSM. По мнению истцов, переговоры блокировал лично господин Боуэн, преследуя собственные меркантильные интересы, а Фридман и Блаватник оплачивали его усилия.
В иске говорилось, что Фридман и Блаватник, "не имея знаний о карибской геологии и геофизики, выступали от своего лица и от лица генерального директора BP Джона Брауна и самой BP, которая вела масштабную деятельность в области добычи нефти и газа и производства газа в приграничной области Тринидада и Тобаго".
О завершении этого процесса не сообщалось, что подтверждает предположения о пиар-составляющей скандала.
Источник: Газета «Коммерсантъ» № 207/В (3538) от 07.11.2006
Тогда же, в конце 2006 года, у Блаватника и его бизнес-партнеров возникло противостояние с первыми лицами «Газпрома». СМИ писали, что Генеральная прокуратура предложила отозвать лицензию у дочерней структуры ТНК-ВР "Роспан Интернешнл" на добычу газа в Ямало-Ненецком автономном округе. По официальным данным — за систематическое нарушение экологического и лицензионного законодательства. Однако отраслевые эксперты были уверены, что таким образом власти хотели убедить совладельцев российской доли ТНК-ВР поделиться с "Газпромом" Ковыктинским газоконденсатным месторождением с запасами 2,1 трлн кубометров газа на безвозмездной основе. В противном случае у ТНК-ВР могли отнять ресурсную базу в объеме 3 трлн кубометров газа.
Журналисты писали, что все претензии к ТНК-ВР были связаны с тем, что российские владельцы 50% акций компании Виктор Вексельберг, Михаил Фридман, Герман Хан и Леонард Блаватник не хотели уступать "Газпрому" контроль над Ковыктой безвозмездно, а требовали купить у них долю по рыночной цене. Речь шла, по разным оценкам, о $0,5-1,5 млрд.
К весне 2008 года конфликт был нейтрализован — дочерние структуры ТНК-BP и "Газпрома" — "Роспан Интернешнл" и "Межрегионгаз" — создали СП по сбыту газа, добываемого "Роспаном" на Ново-Уренгойском и Восточно-Уренгойском месторождениях.
Источники: Журнал «Деньги» № 45 (601) от 13.11.2006, Газета «Коммерсантъ» № 55 (3872) от 03.04.2008
В июле 2008 года Блаватник оказался в центре крупного конфликта, суть которого сводилась к требованиям российских членов совета директоров TNK-BP Limited о смене менеджмента дочерней компании ТНК-BP во главе с генеральным исполнительным директором Робертом Дадли.
Источник: Газета «Коммерсантъ» № 119 (3936) от 11.07.2008
Акционерный конфликт довел владельцев ТНК-ВР до британского суда. ВР, контролирующая половину нефтяной компании, обратилась в лондонский Высокий суд правосудия, требуя со своих российских партнеров, консорциума AAR, $352 млн в качестве компенсации за доначисленные ТНК-ВР налоги. AAR претензии не признала, считая, что должна британцам максимум $50 млн.
Акционеры ТНК-ВР фактически находились в состоянии войны. Разногласия между ними были связаны со стратегией развития компании. AAR (Леонард Блаватник, Виктор Вексельберг, Михаил Фридман, Герман Хан) хотел провести IPO ТНК-ВР, развивать ее на международных рынках и добивался паритета в управлении крупнейшей дочерней структурой — "ТНК-ВР холдингом". Британцы менять существующую структуру не соглашались.
В конце ноября 2009 года акционеры ТНК-ВР все же договорились. Они утвердили кандидата на пост главы компании тогдашнего вице-президента компании Максима Барского.
Источники: Газета «Коммерсантъ» № 115/П (3932) от 07.07.2008, № 217 (4272) от 20.11.2009
А в июне 2009 года журналисты писали, что Блаватник оказался в центре нового инициированного им скандала. Он заявил о планах подать в суд на банк JPMorgan Chase.
Как сообщал Reuters, Леонард Блаватник обвинял банк в плохом управлении инвестиционными средствами принадлежащей ему промышленно-холдинговой компании Access Industries. Адвокаты господина Блаватника обвиняли работника JPMorgan Теда Афферфилджа, консультировавшего Access Industries, в потере компанией $98 млн на рискованных сделках с ипотечными ценными бумагами. Представитель Access сообщил, что JPMorgan покупал ипотечные ценные бумаги для компании «в то время, когда банк сам отказывался от подобных инструментов». Пресс-секретарь JPMorgan заявила, в свою очередь, что банк намерен «решительно защищаться по данному вопросу». «Мы полагаем, что этот иск является предосудительной и очевидной попыткой отыграть потери, ставшие причиной беспрецедентного спада рынка», — сказала она.
На апрель 2010 года сообщений о развитии этого конфликта не было.
Источник: Газета «Коммерсантъ» от 22.06.2009
Комментариев нет:
Отправить комментарий