понедельник, 14 марта 2011 г.

Борис Зингаревич - заместитель генерального директора группы «Илим»

http://rumafia.com/ru/person.php?id=204

Биография:


Дата рождения: 08 июля 1959.

Место рождения: Себеж (Псковская обл.)

1981: Закончил Ленинградский технологический институт целлюлозно-бумажной промышленности (специальность: машины и аппараты ЦБП)

1991—1992: «Техноферм», генеральный директор

1985—1991: Ленинградская картонная фабрика Мастер картоноделательного цеха, начальник производства

1981—1985: Кондопожский ЦБК, механик

С 1992 года – заместитель генерального директора «Илим»

Источник: www.forbesrussia.ru


Досье:


До начала 90-х Борис Зингаревич вместе с братом Михаилом работали механиками на Ленинградской картонной фабрике. В 1992 году они создали «Илим Палп» - компанию для экспорта бумажной продукции. Затем перепрофилировались на лес, и в течение нескольких лет купили около 30 лесозаготовительных предприятий – тогда леспромхозы продавались по очень низким ценам.

Легкие деньги в лесной промышленности рождали конкуренцию, выливавшуюся в криминальные разборки. Их центром стала Архангельская область, где находится главное предприятие холдинга, Котласский ЦБК. В области у компании сложилась дурная репутация, вплоть до того, что однажды в январе 2002 половина гостей не явилась на юбилей губернатора Анатолия Ефремова, узнав, что там будут братья Зингаревичи и их компаньон Захар Смушкин.

Весной 1999 у дома руководителя Архангельского ЦБК Владимира Крупчака была заложена бомба. Летом 1999 неизвестные похитили главу ОАО «Соломбальский ЛДК» Евгения Драчева и его водителя. Через несколько месяцев был избит гендиректор департамента лесопромышленного комплекса областной администрации Александр Булатов. Связаны ли эти события с деятельностью «Илим Палп», однозначно утверждать нельзя. Однако его верхушка – Смушкин и Зингаревичи, вполне могли что-то не поделить с этими людьми, ведь борьба за главенство в лесной отрасли шла очень жесткая, а Архангельская область считалась «вотчиной» «Илим Палпа» в этой области. У областных правоохранительных органов был огромный компромат на руководителей холдинга, но почему-то каждый раз дела «спускались на тормозах».

Так было, например, с делом об убийстве Дмитрия Варварина, генерального директора ЗАО «Концерн «Орими», главного конкурента «Илим Палп». Он был застрелен в Петербурге в марте 2000-го. У верхушки «Илим Палпа», включая Бориса Зингаревича, было достаточно мотивов для этого убийства, включая конкуренцию, а также то, что Варварин поддерживал избирательную кампанию Юрия Болдырева на пост петербургского мэра, заведомо провальную. При этом Варварин владел пакетом акций «Илим Палпа», поэтому как своих партнеров он настойчиво просил Смушкина и Зингаревичей выделить на нее деньги.

Через несколько дней после убийства Варварина неизвестные убили еще одного из учредителей «Орими», Сергея Крижана вместе с его семьей.

Правоохранительные органы рассматривали версию обоих убийств, связанную с руководством «Илим Палпа», как наиболее вероятную, однако почему-то о ней забыли, а бригада следователей была отстранена от следствия.

Источник: Компромат.ру от 31.07.2002


Причастность верхушки «Илим Палпа» к последнему убийству подтверждена не была, так как в 2005 году сроки за него получили Андрей Юревич, сын коммерческого директора компании «Пластполимер» Виктора Юревича, и два его сообщника – Александр Ульянов и Вячеслав Шинкарев. Крижан был председателем совета директоров предприятия и конфликтовал с Виктором Юревичем.

Газета "Коммерсантъ С-Петербург" № 216 (3300) от 17.11.2005


Весной-осенью 2000-го года прошла новая волна преступлений.

В марте на директора агентской компании, экспортирующей пиломатериалы, Владимира Малькова, было совершено нападение. А в октябре подожгли гостиницу «Полина», владельцем которой был Крупчак. Являясь руководителем Архангельского ЦБК, он был крупным игроком лесного рынка, и у него с Зингаревичами и Смушкиным вполне неоднократно могли возникать конфликтные ситуации. В 2001 было совершено нападение на Дмитрия Беляева, внешнего управляющего ЛДК-4. Опять же, связь с руководством «Илим Палп» не подтверждена, но вполне вероятна, так как «Илим Палп» стремился к главенству в лесной отрасли, а Беляев мог угрожать своим бизнесом интересам компании, либо просто составлять конкуренцию ее руководителям.

Борис Зингаревич вел дела «Илим Палпа» вместе с компаньонами не очень успешно, по крайней мере, для своих предприятий. Главные из них – Котласский целлюлозно-бумажный комбинат в Архангельской области и Братский лесопромышленный комплекс в Иркутской области, а также и другие, были в долгах, лес хищнически вырубался, постоянно случались аварии, оборудование – сношено или вообще сломано. При этом зарплаты работников – мизерные.

До 2000 года акционеры «Илим Палпа» не получали дивидендов. Якобы, они инвестировались в развитие производства, но на деле все разваливалось. Дело было в том, что инвестиции в производство тогда освобождались от налогов. Как только налоговая льгота была отменена, пошли дивиденды.

Кроме того, выяснилось, что Котласский ЦБК перешел под контроль «Илим Палп» незаконно: в ходе инвестиционного конкурса деньги, которые компания обязалась вложить в предприятие, поступали на его счета на одни сутки, а потом направлялись обратно на счета Смушкина и Зингаревичей. Но формально все при этом выглядело вполне законно.

Интересным образом закупалось оборудование для предприятий: по очень завышенным ценам, при этом фактически привозили только половину. Деньги же перетекали на зарубежные счета аффилированных с «Илим Палпом» контор.

Другие финансовые аферы Зингаревичей и Смушкина проворачивались на Братском лесопромышленном комплексе (БЛПК). Сначала образовались огромные долги за электроэнергию, перед бюджетом Братска и многие другие. А в 1998 компания учредила дочернее предприятие ОАО «Целлюлозо-картонный комбинат» (ЦКК) и стало выводить туда свои ликвидные активы. Таким образом, БЛПК в итоге имел убыточные производства и долги. Государство, имея на БЛПК пакет акций, не препятствовало выводу активов.

Воспротивился этому только Дмитрий Медведев, нынешний президент, а тогда с 1993 директор по юридическим вопросам «Илим Палпа», а с 1998 член совета директоров БЛПК. Его отношения с Зингаревичами и Смушкиным обострились, и в 1999 году полностью прекратились – он отвлекся на новые заботы, связанные с восхождением по карьерной лестнице.

В октябре 2001 стало известно, что «Илим Палп» совершает сделки по продаже акций Целюлозно-картонного комбината оффшорным фирмам. После этого акционеры главного кредитора БЛПК ОАО «Иркутскэнерго» обратились в федеральные ведомства. Выяснить истину не удалось из-за юридической уловки: документы, представленные на рассмотрение комиссии, были действительными, но за период до начала махинаций.

После этого миноритарные акционеры БЛПК обратились в суд, и тот обязал восстановить в должности уволенного генерального директора БЛПК Георгия Трифонова. Тот навел порядок, выплатил задолженности. Зингаревичи и Смушкин потерпели поражение. Но когда в 2002 БЛПК вновь перешел под их контроль, они стали восстанавливать старый порядок, уволив нелояльных, и заменив их лояльными, ничего не понимающими в лесной промышленности людьми.

Кроме того, холдинг начал блокаду Усть-Илимского лесопромышленного комплекса, не отправляя на предприятие оплаченное сырье. Всеми силами выгоняли с предприятия главу профсоюза Юрия Савинкова, писали доносы в прокуратуру на бывшего директора комплекса Андрея Прокопова. Новый глава УиЛПК Владимир Батищев сообщил, что Прокопов увез производственную технику. Это оказалось оговором – тот всего лишь забрал джипы, принадлежащие управляющей компании «Континенталь-инвест».

В начале февраля 2002 УИЛПК полностью перешел под контроль «Илим Палпа».

Источник: Компромат.ру от 13.02.2002


В апреле 2002 «Илим Палп» потерял контроль над Котласским и Братским ЦБК. Поступили два иска от акционеров, после чего акции предприятий были арестованы, а затем приобретены в пользу компаний, аффилированных с фактическими новыми хозяевами – «Базовым элементом», «Континенталь менеджмент» и «Банкирским домом «Санкт-Петербург». За этими махинациями стоял Олег Дерипаска, который хотел получить стратегическое превосходство в отрасли.

Источник: corp-gov.ru от 29.09.2003


Руководство «Илим Палпа» долго оспаривало сделку через многочисленные суды. Велись информационные войны. В информагентствах разнеслась новость о том, что суд признал незаконным избранный новыми акционерами совет директоров. Это была дезинформация. Чтобы получить доступ к документам Котласского ЦБК подделывались исполнительные листы и засылались в офис реестродержателей предрприятия. Согласно им нужно было выдать на руки документы реестра. Также была запущена «утка» о том, что реестр Братского ЛПК утерян.

В конце концов, «Илим Палп» одержал верх в информационной и судебной войне. Бизнесменам удалось договориться, но истинный владелец предприятий до сих пор неизвестен. Представители «Базэла» утверждали, что блокирующие пакеты акций предприятий остались все-таки у структур «Базэла». Смушкин же объявлял, что более 90 % - у него. По суду же предприятия остались за «Илим Палпом». Возможно, компания выплатила «Базэлу» некие отступные. В любом случае, для Зингаревичей и Смушкина, это был хороший урок и сигнал того, что выстраиваемая ими империя вполне может пошатнуться, если не заручиться сильной поддержкой.

Источник: Компромат.ру от 31.07.2002


В 2004 в СМИ появились сведения о том, что Борис Зингаревич намерен приобрести крупный пакет акций английского футбольного клуба Everton. По требованию Зингаревича эту информацию опровергли. По сведениям британских СМИ, футбольным клубом на самом деле был заинтересован сын Зингаревича Антон. У него самого не было денег на покупку, но он практиковался за рубежом в качестве футбольного менеджера. Насколько достоверна была информация о планах покупки, неизвестно. Сам по себе этот эпизод малопримечателен, но учитывая, что Борис Зингаревич старательно избегал внимания прессы, выглядит любопытно. Возможно, кому-то было выгодно выставить Зингаревича мотом и транжирой.

Источник: «Коммерсантъ» № 155 (2994) от 24.08.2004


Также в 2004 в СМИ появились слухи о том, что компанию «Илим Палп» собирается купить государственный Внешторгбанк, а посредником в сделке будет тогдашний владелец Промстройбанка Владимир Коган. Причем купить по завышенной цене более чем в миллиард долларов. Журналисты выдвигали версию такой странной траты государственных средств. Она заключалась в том, что миллиард выведут из госбанка и поделят физические лица, включая Зингаревича. По их мнению, сделку планировалось провести «под прикрытием» министра финансов Алексея Кудрина. Однако, дальше слухов дело не сдвинулось, по неизвестным причинам возможная грандиозная афера не состоялась.

Источник: Компромат.ру от 23.09.2004


В 2006 году Зингаревичи и Смушкин продали половину холдинга зарубежной компании International Paper, крупнейшая в мире целлюлозно-бумажная корпорация. В ее лице они нашли сильного партнера и способ выйти из кризисной ситуации, начавшейся с атаки Дерипаски на Котласский и Братский ЦБК. После того, как они вернули предприятия, Дерипаска обменял оставшиеся у него акции на пакет Владимира Когана в Архангельском ЦБК, а тот уступил их акционерам «Илим Палпа». То есть, все вернулось на круги своя. Однако после такой встряски Зингаревичам и Смушкину стало ясно, что они не всесильны, а их старые методы в поддержании своего авторитета в лесной отрасли уже не работают, как раньше. Холдингу нужна была мощная сторонняя защита и поддержка, которую и нашли в зарубежной компании.

Источник: Журнал «Секрет Фирмы» № 48 (183) от 25.12.2006


Весной 2010 года власти Петербурга передали сразу три здания-памятника федерального значения компаниям, близким к братьям Зингаревичам, для реконструкции под отели. Компания ООО «Лотус Отели» получила историческое здание бывших казарм лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле, 1. ООО "Оранж-Девелопмент" получило здание бывшего Придворного конюшенного ведомства на Конюшенной площади, 1а. Третье здание на Невском проспекте, 7-9а, в котором расположено Центральное агентство воздушных сообщений и авиакассы, досталось ООО "ИФГ-Базис-Проект". Специалисты утверждают, что на аукционе здания стоили бы немалых денег. Однако их передали постановлением, принятом на закрытом заседании правительства. В данном случае были нарушены интересы не только городского бюджета, но и потенциальных покупателей, которые могли бы приобрести право на использование зданий на честном конкурсе.

Источник: "Коммерсант" от 21.05.2010

Комментариев нет:

Отправить комментарий