суббота, 3 ноября 2012 г.

Керимов продолжает инвестировать в спорт и не только

В Москве одним из инвесторов строительства Всемирной академии борьбы на месте ликвидированного в 2009 году Черкизовского рынка может стать Cулейман Керимов.


Черкизовский рынок был закрыт 29 июня 2009 года в связи с нарушением санитарных норм и продажами контрабандного товара. О том, что на его месте снесенного появится Всемирная академия борьбы, впервые было заявлено в конце 2010 года. Бывший владелец «Черкизона» Тельман Исмаилов заявил, что намерен воссоздать рынок на территории Ленинского района Московской области.


По примерным оценкам, объем инвестиций в проект может составить около $20–25 млн. Основной вопрос, который стоит перед началом строительства, — кто и как будет финансировать проект. Глава Министерства спорта Виталий Мутко, утверждает, что до сих пор рассматривается вариант строительства академии за счет бюджетных средств. О том же, какую сумму миллиардер Керимов готов вложить в реализацию проекта пока  не сообщается. О скромной (по российским меркам) премии борцам, о которой раструбили накануне поездки миллионера на Лондонскую Олимпиаду, в СМИ до сих пор не сообщалось. Однако источник в правительстве настаивал на том, что один из спонсоров на масштабный проект уже найден. И Керимова, чье состояние оценивается в более чем $6,5 млрд считают кандидатурой вполне ожидаемой.


О нем говорят, как о человеке прочно закрепившемся в так называемом «личном» пуле бизнесменов Дмитрия Медведева. К нему относятся Зиявудин Магомедов, Сулейман Керимов, Ахмед Билалов, Михаил Абызов и Игорь Юсуфов. Рост их активов произошел во время президентского срока нынешнего премьера, и сейчас они пытаются сохранить свои влияние и собственность. Суммарные активы, подконтрольные бизнесменам приближаются к $50 млрд. Но финансовые потоки, проходящие через них больше в разы. В этой обойме именно Сулеймана Керимова называют звездой первой величины.


Кроме того, существует вполне конкретная ключевая фигура, которая лоббирует интересы этих бизнесменов. Это вице-премьер Аркадий Дворкович. После того, как Керимов почти все проиграл в кризис 2008 года, вложив в акции западных финансовых институтов», казалось, что шансов вернуться в строй уже нет. Но, пользуясь связями, уже по итогам 2011 года его состояние оценивалось в $6,5 млн. Крупнейшим проектом Керимова стала покупка «Уралкалия» и его объединения с «Сильвинитом». Оба российских производителя хлористого калия оцениваются в $24 млрд., а их годовая выручка превышает $2 млрд. Понятно, что без одобрения Кремля, подобные сделки провести было бы просто невозможно.


Дворковича также называют идеологом второй волны приватизации, которая уже стала одной из главных тем общественного обсуждения. Чиновники самого разного ранга без устали заверяют общество, что на этот раз продажа госимущества будет честной, прозрачной и осмысленной. Однако уже первые же сделки, вызвали много вопросов.


Одной из наиболее интересных является связь Керимова с Игорем Шуваловым. Они даже живут по соседству в посёлке Заречье.


Именно «Нафта Москва» Керимова фигурировала в недавно разразившемся скандале о доходах семьи Шуваловых — когда фонд супруги вице-премьера обогатился примерно на $200 млн. за счёт операций с акциями «Газпрома», на котировки которых её муж мог влиять со своей высокой должности.


 


Справка Rumafia


 


В середине 90-х имя Сулеймана Керимова упоминалось в свете некрасивой истории о хищении бюджетных средств деловым партнером Керимова Магомедтагиром Абдулбасировым. В 1993 году, когда Керимов руководил фирмой «Эльтава», был создан Федеральный промышленный банк (Федпромбанк) – для удобства ведения взаиморасчетов между разрозненными предприятиями, заводом и его смежниками в Украине и Белоруссии. Сулейман Керимов стал представлять интересы «Эльтава» в Федпромбанке. В 1994 году Магомедтагир Абдулбасиров возглавил Федеральную продовольственную корпорацию при Минсельхозе России, в 1994-1996 корпорация получила из бюджета около 500 млн. долларов на госзакупки продовольствия, а Керимов, как представитель Федпромбанка, участвовал в распределении этих денег. Он вел дела с Абдулбасировым и постепенно электронные заводы выходили из капитала Федпромбанка – Керимов выкупал их доли, а к концу 1996 года собрал контрольный пакет. Вскоре после этого Абдулбасиров был обвинен в хищении бюджетных средств, имя Керимова в связи с хищениями не упоминалось. 
Источник: «Русский Forbes», июнь 2006 года


В 1996 году говорили о знакомстве Керимова с владельцем авиакомпании «Орел-Авиа» Сергеем Исаковым (который, в свою очередь, познакомил его с Владимиром Жириновским). В скором времени подконтрольные Керимову структуры приобрели контрольные пакеты акций «Внуковских авиалиний», Мурманского авиапредприятия и Транспортно-клиринговой палаты. Юридическим лицом авиационного бизнеса Керимова стала ФПГ «Росавиаконсорциум», крупным акционером которой был Федпромбанк. Тут же у Керимова возник конфликт со Счетной палатой, по мнению которой инвестиционные обязательства при приватизации «Внуковских авиалиний» были имитированы заключением договоров на поставку самолетов Ту-204 и оплатой неликвидными векселями. Керимова обвинили в том, что он не выполнил инвестпрограмму на 150 млн. долларов и довел «Внуковские авиалинии» до утраты основной части авиапарка, полной финансовой несостоятельности и спланированного поглощения авиакомпанией «Сибирь». Профсоюзный лидер «Внуковских авиалиний» Геннадий Борисов, пытавшийся бороться со злоупотреблениями в компании и с политикой Керимова, в январе 1999 года был убит в подъезде своего дома. Партнерами Керимова по «Росавиаконсорциуму» были Ибрагим Сулейманов и Татевос Суринов (впоследствии в отношении обоих были возбуждены уголовные дела по факту незаконной продажи в 2002 году навигационного оборудования аэропорта «Казань»). Керимов же еще в 1998 году вышел из капитала «Внуковских авиалиний» и Федпромбанка. 
Источник: «Русский Forbes», июнь 2006 года


Когда в ноябре 1998 году в связи с образовавшимися долгами была выставлена на продажу компания «Нафта Москва» (сбытовая нефтяная компания), Керимов приобрел ее за 50 млн. долларов. Помог тогда Керимову президент «Транснефти» Дмитрий Савельев. В 1999 году Керимов купил около 20% привилегированных акций «Транснефти» за 100 млн. долларов, а полтора года спустя перепродал их более чем за 400 млн. долларов. Впоследствии Керимов выкупил пакет акций «Сургутнефтегаза» в «Нафта Москве», а спустя полтора года довел свою долю в «Нафте» до 100%, размыв доли мелких акционеров за счет выпуска дополнительных акций. Несколько крупных сделок «Нафты» помог произвести Керимову Владимир Жириновский, например, сделки с иракской нефтью по программе «нефть в обмен на продовольствие». 
Источник: www.lpl.org.ua


В декабре 1999 года Керимов стал заниматься скупкой активов. В тот период у него сложились деловые отношения с Романом Абрамовичем и Олегом Дерипаской, известных своей репутацией рейдеров. В июне 2000 года «Нафта-Москва» купила компанию «Варьеганнефтегаз» - дочернего предприятия СИДАНКО, в отношении которого была инициирована процедура банкротства. К тому моменту Керимов получил контроль над 70% акций ОАО «Варьеганнефть». Братья Бажаевы (группа «Альянс»), оспаривали у «Нафты» 38,9% акций «Варьеганнефти», обвиняя Керимова в силовом захвате их бизнеса. Но предприятие все-таки перешло под влияние Керимова и весной 2001 года «Славнефть» под руководством Михаила Гуцериева купила «Варьеганнефть» за 200 миллионов долларов, став «добросовестным покупателем». 
Источник: www.lenta.ru


Одной из самых скандальных сделок Сулеймана Керимова называли приобретение им бизнеса бывшего сотрудника ОБХСС Андрея Андреева. Сам Андреев обвинил Сулеймана Керимова, а так же Романа Абрамовича и Олега Дерипаску в рейдерском захвате его предприятий. Андреев контролировал Автобанк, страховую компанию «Ингосстрах», страховую компанию «Ингосстрах-Россия», Орско-Халиловский меткомбинат, банк «Ингосстрах-Союз», зверосовхозы в Подмосковье и еще ряд предприятий. Осенью 2001 года все эти компании были переоформлены на предприятия, которые контролировали Керимов, Дерипаска и Абрамович. Сделки от имени Андреева подписывали лидер красноярской преступной группировки Радик Гамзаев и председатель правления Автобанка Наталья Раевская – на последнюю с этой целью Керимов, Дерипаска и Абрамович оказывали физическое и моральное давление. Впоследствии компании, принадлежавшие Андрееву, были распроданы Керимовым поштучно: Автобанк – «НИКойлу», «Ингосстрах» и «Носта» - структурам Олега Дерипаски, зверосовхозы - группе БИН.…Вскоре после этой истории Керимов расстался со своим партнером Джабраилом Шихалиевым, который подписывал все документы по этим сделкам от имени «Нафта Москвы» и приблизил к себе Александра Мосионжика, специалиста по поглощениям и инвестициям, который стал гендиректором «Нафта Москвы». 
Источник: «Ведомости» №223 (1750) от 27.11.2006


Следственные органы Генеральной прокуратуры РФ в свое время интересовались темой приобретения крупной недвижимости руководителем аппарата правительства РФ Игорем Шуваловым. Незадолго до ликвидации ГОСИНКОР передал компании, подконтрольной Шувалову, в собственность загородную резиденцию «Заречье – 4», находящуюся в Одинцовском районе Московской области. Рыночная стоимость резиденции оценивалась в 10 млн. долларов. Спонсором сделки называли близкого к Шувалову Сулеймана Керимова. Указанные средства были реально выплачены прежнему руководству ГОСИНКОРа, но в кассу корпорации они не попали. 
Источник: «АПН» от 11.04.2003


В середине 2004 года Сулейман Керимов стал скупать в кредит акции «Газпрома» и «Сбербанка». Керимов от «Нафта Москва» брал кредиты в Сбербанке, покупал бумаги «Газпрома», а потом использовал их в качестве залога по новому кредиту. Позднее стал покупать и акции самого Сбербанка. Заложенные акции нельзя продавать, но, если они растут в цене, часть акций можно освободить из-под залога и взять под них новый кредит. Примерно так и поступал Керимов. Кредиты сначала оформлялись на «Нафта Москву», а затем на другую компанию Керимова - ЗАО «Новый проект». В результате ему удалось приобрести 4,5% акций «Газпрома» и 6% акций Сбербанка. Большую часть своего пакета Керимов приобрел у двух других частных акционеров Сбербанка - владельца цементного холдинга «Евроцемент Групп» Филарета Гальчева и владельца агропромышленной группы «Русагро» Вадима Мошковича. Насколько было законно использование средств Сбербанка для покупки его же акций – по этому поводу Центробанк высказал свои замечания, но у первого зампреда правления Сбербанка Аллы Алёшкиной нашлись аргументы в поддержку и Сулеймана Керимова и кредитной политики Сбербанка в целом. Алешину считают главным благодетелем Керимова. 
Источник: www.smoney.ru от 23.08.2008


Громкий скандал, связанный с Сулейманом Керимовым, произошел в 2005 году. СПК «Развитие», крупнейшее предприятие на строительном рынке Москвы, сменило собственника, причем не добровольно, а путем силового захвата. В некоторых СМИ появилась информация, что за захватом стоял Сулейман Керимов. Ему были интересны активы СПК, в числе которых «Главмосстрой», «Мосстройэкономбанк», «Моспромстройматериалы» и «Мосмонтажспецстрой». В апреле 2005 года компания Керимова «Нафта» стала совладельцем Мосстройэкономбанка, спустя пару месяцев «Нафта» получила контроль над СПК «Развитие», а в июле стала владельцем 17% акций холдинга «Моспромстрой». Впоследствии Керимов продал бизнес по частям - СПК «Развитие» купил «Базовый элемент» Олега Дерипаски (на сделке Керимов заработал около 200 млн. долларов), а «Моспромстрой» и Мосстройэкономбанк приобрела группа «БИН», возглавляемая Саитом Гуцериевым (братом Михаила Гуцериева). 
Источник: «Новые известия» от 02.03.2005


Сулейман Керимов попал на страницы СМИ в связи с конфликтной ситуацией вокруг Мосстройэкономбанка. После проведения собрания акционеров председателем правления был утвержден сменивший на том посту Казибека Тагирбекова бывший топ-менеджер родственного «Нафте» БИН-банка Алексей Гуськов. В то же время одна из серьезных московских строительных компаний «Интеко», во главе которой стояла супруга мэра Москвы Елена Батурина, отказалась от сотрудничества с банком после того, как им завладел Керимов. Для Сулеймана Керимова это был неприятный момент: с бывшим руководством банка «Интеко» планировала выступить в качестве соинвестора строительства второй очереди «Смоленского пассажа», общий объем инвестиций оценивался в 150 млн. долларов. С Алексеем Гуськовым Батурина работать отказалась. Были люди, которые обвиняли Керимова в том, что он содействовал в фабрикации уголовного дела в отношении прежнего президента банка Казибека Тагирбекова, которого выпустили из тюрьмы только тогда, когда активы банка полностью перешли под контроль Керимова. 
Источник: Ведомости № 116 (1397) от 28.06.2005


Сулейман Керимов стал акционером «Моспромстроя» — владельца более чем 150 зданий в Москве. Процесс покупки акций компанией «Нафта Москва», контролируемой Керимовым, был так же связан со скандалом. Некто начал скупать акции у мелких владельцев, и руководство предприятия публично объявило о попытке рейдерского поглощения. Пытаясь удержать компанию, ее менеджмент предложил Юрию Лужкову объединить подконтрольные им акции и передать их в специально созданную управляющую компанию. Но власти Москвы не защитили руководство «Моспромстроя», и спустя какое-то время «Нафта Москва» выкупила 17-процентный пакет акций этого предприятия. 
Источник: «Ведомости» №123 (1404) от 07.07.2005


25 ноября 2006 года на набережной Променад-дез-Англе в Ницце Сулейман Керимов и Тина Канделаки попали в автокатастрофу - спортивный автомобиль Enzo Ferrari Керимова потерял управление, врезался в дерево и загорелся. Тина Канделаки с незначительными ожогами в тот же день уехала в Москву, Сулейман Керимов получил тяжелые ожоги и был доставлен в клинику Марселя, а затем перевезен в Бельгию по просьбе профессора Жана-Луи Венсена из госпиталя Erasme, который попросил министра обороны Бельгии Андрэ Флао выделить специально оборудованный самолет и бригаду бельгийских военных врачей для транспортировки Керимова. В январе 2007 года Сулейман Керимов вернулся в Москву. 
Источник: «Коммерсант» № 222 (3553) от 28.11.2006


Сулейману Керимову приписывают романы с известными певицами, балеринами, актрисами. Среди избранниц бизнесмена называют Наталью Ветлицкую, Жанну Фриске, Анастасию Волочкову, Ксению Собчак, Олесю Судзиловскую, Тину Канделаки. Со своими возлюбленными он был щедрым - на 38-летие подарил Ветлицкой подвеску с бриллиантами за 10 тысяч долларов, а на прощание - самолет и квартиру в Париже. Для Анастасии Волочковой Керимов нанял охрану, так как Ветлицкая обещала расправиться с ней, прибегнув к помощи криминальных структур. 
Источник: «Экспресс-газета» от 28.07.2007


Скандал с именем Сулеймана Керимова прозвучал в прессе, когда его любовница Екатерина Гомиашвили, дочь актера Арчила Гомиашвили, оказалась беременной от него. Их роман длился четыре года, Керимов помог девушке выйти в большой дизайнерский бизнес. Гомиашвили на деньги Керимова открыла бутики в Лондоне и Москве. Магазин в Лондоне оформлял популярный в Англии архитектор Эб Роджерс, открытие бутика стоило Керимову около 3 млн. евро. 
Источник: «Экспресс-газета» от 28.07.2007


Конфликтные ситуации сопровождали Керимова и на пути в сенаторы. Он вышел из партии Владимира Жириновского и перешел в «Единую Россию», где ему обещали место в тройке предвыборного списка партии по Дагестану. Но, по указанию Владимира Путина, из списков кандидатов исключили всех, чей капитал был больше миллиона долларов – Керимова в том числе. Альтернативой кресла депутата Керимову предложили должность сенатора от Дагестана. Чтобы освободить место для Керимова, прежнего сенатора от Дагестана Атая Алиева принудили оставить свой пост. Когда Алиев не захотел добровольно написать заявление о досрочном сложении полномочий, правоохранительные органы Дагестана создали проблемы брату Атая Алиева, Магомеду, который являлся депутатом Народного собрания и директором дагестанского филиала «Кавказрегионгаза» - в его кабинетах проводили выемки, проверки законности его действий. В итоге, Сулейман Керимов занял кресло сенатора. 
Источник: «Газета.Ру» от 20.02.2008


О проблемах по выполнению своих финансовых обязательств у Сулеймана Керимова заговорили в конце 2008 года. По некоторым данным, он не смог оплатить маржинальные требования, у него возникли проблемы по обслуживанию взятых кредитов, гарантиями под которые были его акции. 
Источник: «Handelsblatt» от 22.10.2008


В 2009 году депутат Госдумы от ЛДПР Ашот Егиазарян обвинил Сулеймана Керимова в рейдерском захвате контрольного пакета акций ОАО «Декмос» (49% акций принадлежали департаменту имущества Москвы, а контрольный пакет — ЗАО «Декорум», за которым стоял в частности Егиазарян). По мнению Егиазаряна, именно структуры Керимова, а не правительство Москвы, контролируют «Декмос» и именно Керимов инициировал возбуждение уголовного дела в отношении Егиазаряна по факту мошенничества с целью завладеть контрольным пакетом ОАО «Декмос». В том числе, таким образом, Сулейман Керимов пытался войти в проект реконструкции гостиницы «Москва» 
Источник: «Новая газета» № 63 от 17.06.2009


Сулейман Керимов, благодаря поддержке супруги московского мэра Елены Батуриной, принял участие в переделе строительного рынка Москвы, заработав на этом несколько сотен миллионов долларов. Участники столичного рынка недвижимости утверждают, что приход Керимова в московский стройкомплекс не состоялся бы без поддержки и первого заместителя мэра Владимира Ресина. 
Источник: www.lpl.org.ua


Последний конфликт, связанный с именем Керимова, связан с неоплатой аренды офиса. Инвестгруппа «Нафта-Москва», занимающая площади в бизнес-центре «Легион-I» в центре Москвы, задолжала почти 13 млн рублей за аренду владельцу бизнес-центра, компании «Легион-Девелопмент». «Легион» подал иск в суд о взыскании средств с компании Сулеймана Керимова. 
Источник: www.rbcdaily.ru от 21.04.2009

Комментариев нет:

Отправить комментарий