Девятого июня Пресненский районный суд Москвы продолжил рассматривать дела полковника-миллиардера Дмитрия Захарченко (в первом процессе приговорен к 13 годам колонии строгого режима и крупному штрафу) и экс-совладельца ГК 1520 Валерия Маркелова. По версии следствия, Маркелов и его партнер Борис Ушерович платили огромные взятки Захарченко, а тот прикрывал их деятельность по линии МВД им других силовых структур. Деятельность заключалась в освоении десятков миллиардов, поступавших по контрактам с РЖД. Подробности слушаний – в репортаже Rucriminal.info.
Валерий Маркелов
Заседание началось с курьеза: Захарченко поинтересовался, как будет происходить запись текущего заседания, а гособвинитель Милана Дигаева, не расслышав его реплики, восприняла ее на свой счет, поинтересовавшись у обвиняемого, откуда у него запись ее отдыха. Адвокатам Захарченко пришлось пояснить, что речь совсем не об этом. "А то я уже ничему не удивляюсь", - пошутила гособвинитель. Эта сценка задала полушутливый, но при этом крайне эмоциональный тон всему заседанию.
Открылось оно целой серией ходатайств Дмитрия Захарченко. Он потребовал провести биологическую, почерковедческую, лингвистическую и даже психолингвистическую экспертизы компьютера Apple, квартиры на Ломоносовском проспекте (именно там был обнаружен склад денег) и бумаг, по версии следствия вышедших из-под его пера. По всему было видно, что это еще не конец. Обвиняемый поинтересовался, можно ли продолжить. "Давайте сразу все!", - полушутя отреагировал судья Сергей Артемов. Захарченко попросил дать возможность ознакомиться с базой (так называемая "Площадка", у которой, по версии следователей, учитывались платежи полковнику и другая нелегальная бухгалтерия). Последнее ходатайство судья удовлетворил, отказав во всех предыдущих несмотря на громкие возражения Захарченко, обвинившего сотрудницу Генпрокуратуры Милану Дигаеву в "клеветническом характере" обвинений в свой адрес и представленных в их обоснование доказательств.
Дмитрий Захарченко
Все остальное время пятичасового заседания занял допрос свидетеля обвинения Геннадия Малеева (программист, который отвечал за поддержку и правильное ведение так называемой "Площадки"), а также весьма эмоциональное изучение содержимого двух ноутбуков (Lenovo и HP), с установленной на них учетной базой. Малеев не добавил к уже звучавшим в процессе фактам ничего нового. Из его довольно сбивчивых показаний следовало, что лично он не занимался ведением клиентов "Площадки", никого не знает, а все, что "знает" ему сообщали коллеги, сотрудники "Инкредбанка" и банка "Новое время". С участием адвокатов защиты долго устанавливалось, что "Площадку" можно считать лишь учетной программой, которая не отражает реальных проводок денежных средств по счетам фигурантов. Когда в проектору были подключены ноутбуки, представленные обвинением, Малеев продемонстрировал присутствующим, как работала учетная база на примере учетной записи "Захар Хитрый" (так, по версии обвинения, был записан там Захарченко). В результате долгих споров о терминах и целой серии уточняющих вопросов Малеев долго пояснял, чем отличаются в базе расходные и доходные операции, как они отображаются, а также сообщил, что все изменения, вносимые клиентскими менеджерами, отражаются в специальных "логах". По ним можно понять, что, когда и кем вносилось. Впрочем, из его объяснений следовало, что "логи" пишутся не всегда, а некоторые операции не находят в них отображения. Более того, учетная программа никак не привязана к реальному движению денег, а того, имело ли таковое место, Малеев не знает.
Сама демонстрация баз скорее еще больше запутала присутствующих, которые через какое-то время путанных разъяснений очевидно начали сначала скучать, потом нервничать, но вряд ли понимать больше, чем прежде. Следующее заседание было назначено на 23 июня, и судья предупредил, что скорее всего закроет доступ в зал для всех, кроме непосредственных участников процесса "в связи с усложняющейся эпидемиологической обстановкой".
Rucriminal.info объясняет о какой Площадке идет речь. До поры все финансовые потоки ГК 1520 обслуживал банкир Герман Горбунцов. Речь идет и о теневой кассы, из которой выплачивались деньги Захарченко и другим получателям взяток. Потом у Горбунцова возник конфликт с партнерами и он покинул Россию.
Часть денег, изъятых у Захарченко
«Когда я спешно покидал Россию по просьбе Захарченко, я уже находился в активной стадии конфликта с Ушеровичем, Маркеловым и Крапивиным и решил тайно забрать с собой электронную базу данных банковских операций по моим банкам, разработанную специально под компании группы РЖД. К настоящему опросу я приобщаю ноутбук с предустановленной на него базой данных касательно клиентов банков «Столичный торговый банк» и «Инкредбанк». Эта база данных представляла собой банковские проводки по клиентам с кодовыми названиями (например компании группы РЖД назывались кодовыми «клиент ТОКИО», «клиент Ивица», и еще несколько, согласно приложениям к моему объяснению), База отражала как официальные сведения о переводах денежных средств с одного банковского счета на другой, так и неофициальные сведения, например кто является распорядителем того или иного счета, к какой группе или клиенту он принадлежит и является та или иная операция реальной или «теневой». Непосредственно с базой работали сотрудники ЗАО «Финансовая компания Галеон»: Бодрова О., Черная С., Беляева М., Лихушина Е., Синицина С., Миронова Н., Числова Е., а также моя помощница Маклакова Наталья (она отвечала за всё делопроизводство, взаимодействовала co мной и с Чувилиным П.Ю.). Разработкой базы занимался системный администратор Никитин Василий, именно он обучал всех сотрудников работе с ней, ему объяснялось, какие параметры должны быть учтены (или учитываться) в той или иной проводке или группе данных. Данная программа отражала именно реальное финансовых положение всех потоков, то есть - сколько денег имелось у каждого конкретного клиента или группы клиентов (в том числе группы РЖД) и поступало в тот или иной период на все счета клиента во всех банках, какой расход производился по каждому клиенту и в какой форме это делалось (безналичной, наличной). В этой базе имеется несколько граф (порядковый номер клиентов- столбец «Номер», отнесение его к легальным финансовым операциям или к теневым, отражающим реальное положение дел столбец «Б» (в том случае, если в столбце «Б» стоял код «999», то это значит, что учитывались «черные» проводки, отражающие реальное положение дел и принадлежность тому или иному клиенту денежных средств), наименование клиента или группы клиентов-столбец «Наименование»). При этом у каждого клиента при входе в соответствующую проводку отражаются имеющиеся контактные данные, кто этот клиент, осуществляется работа с ним (лично или через посредника), какова комиссия за получение им наличных банковских средств (размер этой комиссий устанавливался индивидуально для каждого клиента), прочие значимые данные», - говорится в показаниях Горбунцова, публикуемых Rucriminal.info.
«Относительно механизма образования в подконтрольных мне и группе КУМ банках «СТБ» и «Инкредбанк» наличных денежных средств, за счет которых в дальнейшем платились взятки, в том числе- Деревянко и Захарченко, могу пояснить следующее:
Так, указанные денежные средства формировались за счет наличных денежных средств, которые являлись неучтенной выручкой разлчиных торгово-сервисных предприятий, обслуживаемых, в том числе, уроженцами Китая и Вьетнама (самый различных яркий пример откуда поступали значительные суммы наличных денежных средств - торгово-ярмарочный комплекс «Москва», Рынок Садовод, Черкизовский Рынок, Покровская плодоовощная база). Инкассацией таких денежных средств в банк занимался заместитель Председателя Правления «Инкредбанка» Краснов, у которого имелась своя транспортная компания, на балансе которой стояли 49 специально оборудованных под перевозку денег микроавтобусов «Фольксваген», однако в специализации Краснова были и легальные денежные средства, которые инкассировались от нормальных клиентов».
«При этом расход денежных средств и дальнейшее фактическое получение клиентом тех или иных денег производилось по взаимозачету с различными лицами, кому были подконтрольны банковские счета различных организаций в российских и зарубежных банках», - говорится в протоколе опроса Горбунцова.
В 2016 году был задержан Дмитрий Захарченко – часть правоохранительной «крыши» всего этого «трубопровода» по выкачке бюджетных денег РЖД и «Газпрома». Герман Горбунцов из Лондона прислал письменные показания (в виде опроса), а также передал ноутбук с той самой электронной базой «Группы РЖД». Ее начали проверять сотрудники СКР и оперативники ФСБ РФ, и вся информация подтвердилась. В результате за дачу взяток Дмитрию Захарченко (той самой зарплаты в 150 тыс евро) был заключен под стражу Валерий Маркелов. Его партнера по бизнесу Бориса Ушеровича, а также топ-менеджеров «прачечной» Ивана Станкевича и Дмитрия Моторина арестовали заочно, они объявлены в международный розыск.
Rucriminal.info публикует выдержку из этой базы-получателей огромных средств наличными. Так, «СТОЛЯР» в ней обозначен экс- бывший замглавы ГУСБ, а потом руководитель ГУ МВД по ЦФО Сергей Дервянко. «ЗАХАР»- это сотрудник ГУЭБиПК МВД РФ Дмитрий Захарченко. «ИВИЦА»- это совладельцы ГК 1520 (крупнейшего подрядчика РЖД) Борис Ушерович и Валерий Маркелов.
Продолжение следует...
Денис Жирнов