воскресенье, 30 октября 2011 г.

Прокурорский «Металлинвест»

http://rumafia.com/ru/material.php?id=428


Впервые в новейшей истории России Генеральная прокуратура официально обвинила одно из своих ведомств в незаконном давлении на крупнейшее в стране таможенное управление – Северо-Западное. Региональная транспортная прокуратура почему-то попыталась запретить руководителям данного таможенного управления контролировать подведомственную ему таможню. Ранее транспортные прокуроры помешали таможенникам привлечь к уголовной ответственности за контрабанду руководителей одной частной компании.


 


Таможню просят не контролировать


Письмо, которое первый заместитель генерального прокурора России Александр Буксман направил несколько недель назад северо-западному транспортному прокурору Александру Чубыкину, так и называется: «О недопустимости необоснованного прокурорского вмешательства в деятельность таможенных органов». В этом письме первый замгенпрокурора вынужден был разъяснить совсем не последнему чиновнику своего ведомства, казалось бы, прописные истины. В частности, Александр Буксман напомнил Чубыкину столь очевидное: сотрудники Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) имеют полное право контролировать деятельность подведомственной Балтийской таможни!


Причины, побудившие второе лицо Генеральной прокуратуры России отправить господину Чубыкину такое письмо, мягко говоря, настораживают: северо-западный транспортный прокурор и его подчиненные попытались запретить членам рабочей группы СЗТУ контролировать таможенное оформление товаров на Балтийской таможне.


Эта рабочая группа была создана сравнительно недавно – после того, как комиссия Федеральной таможенной службы РФ выявила на Балтийской таможне многочисленные нарушения. Чтобы впредь нарушений избежать, группу и создали – что, кстати, дало определенные позитивные результаты в плане увеличения таможенных отчислений в бюджет.


И вдруг выяснилось, что Северо-Западную транспортную прокуратуру деятельность рабочей группы СЗТУ не устраивает. Причем, просто не устраивает, и все – в июле 2011 года без указания каких-либо фактов нарушений законодательства со стороны членов группы эта прокуратура направила руководству таможенного управления представление, в котором потребовала… прекратить вмешиваться в процесс таможенного оформления товаров на Балтийской таможне. То есть, прекратить делать то, ради чего эта группа была создана.


Иными словами, транспортную прокуратуру не устраивает, когда начальники пытаются контролировать деятельность своих подчиненных. О вкусах, как говорится, не спорят, но с точки зрения здравого смысла такое требование не может не вызывать вопросов.


Не случайно письмо первого заместителя генерального прокурора России заканчивается недвусмысленно: «Обращая Ваше внимание на недопустимость внесения таких актов прокурорского реагирования, предлагаю усилить контроль за деятельностью подчиненных работников…»


Что же заставило первых лиц Северо-Западной транспортной прокуратуры предъявить столь нестандартные требования своим коллегам из таможенного ведомства?


 


Любимый «Металлинвест»


В связи с этим стоит обратить внимание на события почти годовой давности – именно тогда, в декабре 2010 года, Северо-Западная транспортная прокуратура начала буквально забрасывать Балтийскую таможню документами с грозными названиями «Предостережение о недопустимости нарушения закона» и «Представление об устранении нарушений законодательства». До того деятельность этой таможни какого-нибудь особого интереса у прокуратуры не вызывала.


«Предостережений» и «представлений» было много, и все они касались одного и того же: транспортных прокуроров почему-то заинтересовало некое ООО «Металлинвест» (входит в холдинг «Хорс»).


Эта компания попала в поле зрения сотрудников Балтийской таможни в связи с достаточно банальным обстоятельством: в ее адрес в двух контейнерах поступило оборудование германского производства, предназначенное для смешивания сыпучих полуфабрикатов. При таможенном оформлении груза представители «Металлинвеста» заявили стоимость товара в 120 000 евро, однако, сотрудники оперативно-розыскного отдела Балтийской таможни  получили документы, из которых следовало, что данный груз стоит 800 000 евро.


Таможенники инициировали возбуждение уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного 188-й статьей УК РФ («контрабанда»), а до завершения расследования подозрительный груз был задержан и размещен на складе временного хранения. С точки зрения формальной логики, действия таможенников должны были приветствоваться надзирающим ведомством. Ведь борьба с контрабандой фактически является частью стратегии экономической безопасности нашего государства.


Но у Северо-Западной транспортной прокуратуры оказалась отдельная точка зрения.  В «предостережениях», которыми она буквально забросала Балтийскую таможню, сообщалось, что оснований для того, чтобы предпринимать любые действия в отношении ООО «Металлинвест» у таможенников не было и нет, а потому действия таможенников, по мнению транспортных прокуроров, исключительно незаконны.


Поражает забота, которой данный орган прокуратуры окружил «Металлинвест». Вот фрагмент одного из «предостережений»:


«Каждые сутки хранения контейнера … обходится участнику внешнеэкономической деятельности более чем в 3000 рублей, и, соответственно, в настоящее время за хранение 2-х контейнеров … ООО «Металлинвест» должно будет уплатить более 90 000 рублей…»


Рискнём предположить: это абсолютно эксклюзивный случай, когда прокуратура столь трогательно бережет деньги маленькой частной компании.


Гневные письма, адресованные руководителям Балтийской таможни, Северо-Западной оперативной таможни и даже частной компании, контролировавшей склад временного хранения, где хранились задержанные контейнеры «Металлинвеста», подписаны всем прокурорским бомондом: северо-западным транспортным прокурором Чубыкиным и заместителями транспортного прокурора Санкт-Петербурга Титовым и Зоточкиным. Стоит ли удивляться, что столь массированное беспокойство о судьбе груза одной единственной фирмы вызвало жесткую реакцию на уровне центрального аппарата Генеральной прокуратуры России?


Впрочем, руководство Северо-Западной транспортной прокуратуры восприняло порицание первого заместителя генерального прокурора весьма неожиданным образом.


 


«Истребовать и изучить»!


Северо-Западный транспортный прокурор Александр Чубыкин подписал приказ, в котором буквально написано следующее: «В целях совершенствования организации и обеспечения надзора за исполнением законов … отдел по надзору за исполнением таможенного законодательства вправе в целях выявления … нарушений закона при таможенном оформлении … истребовать и изучать уголовные дела…»


Контроль за исполнением приказа был возложен на первого заместителя северо-западного транспортного прокурора Игоря Зайцева – говорят, именно господин Зайцев управляет описанными выше событиями – но его подписи ни на одном из соответствующих документов нет.


Трудно сказать, что до появления этого приказа мешало сотрудникам Северо-Западной транспортной прокуратуры «истребовать и изучать уголовные дела» - видимо, что-то мешало. Может быть, теперь, истребовав и изучив уголовные дела, прокуроры наконец успокоятся и приступят к исполнению своих прямых обязанностей – защите законных прав и интересов участников ВЭД?


Ничего подобного!


Упомянутый в приказе Александра Чубыкина отдел по надзору за исполнением таможенного законодательства Северо-Западной транспортной прокуратуры предпринял массированную атаку на сотрудников Балтийской таможни.


Начальник данного отдела Галушко инициировал дополнительную проверку по обращению руководителя Федеральной таможенной службы России (ФТС) Андрея Бельянинова полугодовой давности (когда в деятельности Балтийской таможни в результате инспекторской проверки ФТС были выявлены определенные нарушения). Дополнительную проверку господин Галушко поручил Санкт-Петербургской транспортной прокуратуре (подведомственна Северо-Западной транспортной), в результате чего было инициировано возбуждение сразу 5-ти уголовных дел в отношении сотрудников Балтийской таможни по статье 293 УК РФ («халатность»).


Фабулы этих дел – из серии «нарочно не придумаешь». Вот их суть.


Где-то год назад такой-то инспектор Балтийской таможни выпустил в свободное обращение такой-то груз, таможенная стоимость которого была занижена. Занижение таможенной стоимости обнаружилось в ходе работы инспекторской комиссии ФТС России, вследствие чего соответствующие суммы таможенных платежей соответствующими участниками ВЭД были доплачены в бюджет. Но, так как инспектор когда-то выпустил товар в свободное обращение, он совершил преступление, в связи с чем, по мнению транспортных прокуроров, в отношении соответствующих инспекторов следует возбудить уголовные дела.


Как такое возможно с точки зрения юриспруденции – непонятно: ведь, с точки зрения законодательства, «халатность» подразумевает нанесение имущественного вреда государству, а вреда никакого нет – ведь выявленная недоплата казне компенсирована.


Северо-Западную транспортную прокуратуру такие «мелочи» не останавливают – 5 уголовных дел успешно возбуждены. И, что характерно, одно из дел оказалось возбуждено в отношении инспектора Балтийской таможни Богдановой, дочери заместителя начальника Балтийской таможни по кадрам Алексея Богданова.


В общем, мнение первого заместителя генерального прокурора России Александра Буксмана руководству Северо-Западной транспортной прокуратуры показалось неинтересным. В отличие от проблем ООО «Металлинвест». 

Dave Krueger, Rumafia.com