суббота, 3 ноября 2012 г.

Международный олигарх проигрывает русскому патриоту

Арбитражный суд Москвы отказал ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» в принятии запрета на реализацию его давним процессуальным оппонентом Николаем Максимовым решения Международного коммерческого арбитражного суда (МКАС) при Торгово-промышленной палате России, взыскавшего в пользу Максимова 9,58 млрд рублей.


Напомним: конфликт между Максимовым, планировавшего покрыть Россию сетью металлургических мини-заводов, и владельцем НЛМК Владимиром Лисиным, купившим у Максимова контрольный пакет акций «Макси-Групп», начался еще в 2007 году. Лисин обвинил Максимова в выводе активов, тот, в свою очередь, заявил, что партнер не доплатил ему 9 млрд рублей, ограничившись авансом в размере 7,3 млрд рублей. В марте 2011 года МКАС  постановил взыскать в пользу Максимова с НЛМК требуемую сумму с процентами. Но комбинат сумел добиться отмены этого решения — Арбитражный суд Москвы постановил, что корпоративные споры акционеров неподсудны коммерческому арбитражу. В мае 2012 Суд большой инстанции Парижа признал решение МКАСа на территории Франции. Решение французского суда полностью соответствует международным правовым канонам.


На фоне недавнего сообщения НЛМК о том, что выручка его в II квартале этого года составила $3,26 млрд , превзойдя все ожидания аналитиков, Лисин мог бы отнестись к решению суда вполне философски. Однако в Голландии сейчас проходит аналогичный процесс — Николай Максимов добивается признания решения МКАСа и в этой юрисдикции. Решение вполне может быть положительным. Кроме того Максимов может уступить право требований по решению МКАСа третьим лицам, тем самым усложнив задачу комбинату по возврату аванса в 7,3 млрд рублей.


Это тоже не катастрофа, но именно сейчас олигарх намерен ввести своих людей в Липецкий горсовет. Он добивается контроля над городом. Проигранные судебные тяжбы могут весьма негативно сказаться на имидже ставленников НМЛК в городе.


Впрочем, этот имидж уже сильно подорван результатам контроля Лисина над российской стрелковой сборной.


Планировалось, что сборная России принесет стране 25 высших наград Олимпиады—2012. Но этот план выполнен не был. Сейчас уже не вызывает сомнений, что самый большой вклад в поражение России внес богатейший человек страны Владимир Лисин. дело в том, что миллиардер одновременно занимает несколько спортивных должностей: президент Стрелкового Союза России, президент Европейской стрелковой Конфедерации, президент Всероссийской Ассоциации летних видов спорта, вице-президент Олимпийского комитета России. Более того Лисин был включён в состав оргкомитета по обеспечению подготовки российских спортсменов для участия в Олимпийских Играх в Лондоне.


Причина позорного выступления российской стрелковой сборной на Олимпиаде тщательно скрывалась. Руководство Стрелкового Союза России запретило спортсменам и тренерам общаться с журналистами. И все же в редких, прорвавшихся в СМИ репликах, спортсмены назвали причины своей неудачи. Любовь Галкина и Артем Хаджибеков говорили о проблемах со снаряжением. Победитель Игр-2004 Михаил Неструев открыто заявил, что ответственность за неудачу стрелков на Олимпиаде лежит на Лисине. Чего и следовало ожидать от олигарха, который свои активы зарегистрировал в оффшоре и хранит за границей капиталы. И даже замок для себя приобрел в Шотландии.


СПРАВКА Rumafia


Впервые имя Владимира Лисина попало в поле зрения СМИ в конце 80-х годов, когда Лисин, будучи замдиректора Карагандинского металлургического комбината Олега Сосковца (впоследствии министра металлургии СССР)   учредил советско-швейцарскую компанию " ТСК-Стил", которая, пользуясь лазейками в законодательстве и общим хаосом в "перестраиваемой" стране, гнала за рубеж некондиционный металл Карагандинского меткомбината. Процент брака в то время на комбинате резко возрос, что позволило Лисину заработать свои первые большие деньги.


В 1991 году Олег Сосковец переехал в Москву. За ним в столицу подался и Лисин. Правда, свою дружбу с Сосковцом Лисин всегда отрицал, говоря, что пересекался с ним после переезда всего несколько раз. Но как бы там ни было, но именно благодаря Сосковцу будущий олигарх познакомился с теми, кто помог ему организовать собственный бизнес. Братья Михаил и Лев Черные, Сэм Кислин.   В первые года сотрудничества Лисин помогал своим зарубежным компаньонам, скупавшим по дешевке продукцию Красноярского, Новолипецкого, Магнитогорского металлургических комбинатов, Саянского и Новокузнецкого алюминиевых заводов.   Затем Лисин вошел в советы директоров этих предприятий. Кроме того, он впервые стал применять практику толлинга - за сырье заводы расплачивались готовой продукцией (в основном черными металлами), которую Лисин и его партнеры продавали на экспорт, что немаловажно, без уплаты таможенных пошлин. Обороты составляли сотни миллионов долларов.   


В конце 1992 года Лисин уже занимается не только черными, но и цветными металлами. Помогал ему в этом новый компаньон - Дэвид Рубен, который вместе с братьями Черными создал группу Rans World Group (TWG). Позже к ним присоединился Олег Дерипаска, который тогда только делал свои первые шаги в бизнесе. В 1993 году Лисин стал полноправным партнером TWG. Под контролем группы оказалось большинство крупнейших металлургических предприятий страны. При этом , главным защитником толлинга считался все тот же Олег Сосковец, к тому времени ставший вице-премьером.


В 1995 году в металлургической отрасли произошло несколько заказных убийств. Были убиты руководители фирм, имевшие интересы на алюминиевых заводах, подконтрольных Лисину. Чуть не убили коммерческого директора Саянского алюминиевого завода, в котором Лисин был членом совета директоров.   
(Одинокий стрелок - "Русский Forbes", декабрь 2004)


Но затем он довольно тихо (по крайней мере, без стрельбы)   разошелся со своими бывшими компаньонами. К тому времени позиции группы TWG   резко пошатнулись. Примечательно, что падение группы случилось через несколько месяцев после того, как Олег Сосковец со скандалом покинул свой по ст в правительстве РФ. Тогдашний глава президентской администрации Анатолий Чубайс и премьер Виктор Черномырдин бизнес Лисина поддерживать не собирались. Но Лисин своего не упустил. При разделе бизнеса перехватил контроль над НЛМК.  


 В ноябре 2005 года братья Рубены из Великобритании подали иск к Лисину, утверждая, что тот получил контроль над НЛМК, втайне переведя акции из управления номинального держателя под контроль собственной фирмы. Впрочем, эта судебная история быстро закончилась. Лисину удалось разрешить конфликт мирным путем, позвав на помощь Олега Дерипаску и Владимира Потанина. Первый   помешал братьям Черным обанкротить завод. Второй не препятствовал выкупу Лисиным акций НЛМК у иностранцев (Потанин владел 50 процентами акций TWG).


Впрочем, говорят до сих пор, что Лисин - лишь номинальный владелец всех "фабрик-заводов-пароходов". Якобы за ним по-прежнему стоит покровитель Сосковец, братья Черные, а вместе с ними измайловская ОПГ, которая в 90-ые годы " крышевала" и "доила" НЛМК. Считается, что Лисин в интересах измайловских бандитов приобрел московский завод "Рубин" и ДК им. Горбунова, больше известный как "горбушка". Измайловский авторитет Антон Малевский получал доход до 15 млн. долларов. За акциями измайловских присматривал также некий Аксен, после гибели Малевского (тот увлекался экзотическими видами спорта) возглавивший ОПГ.    
("Так покупалась сталь. Металлургический олигарх Владимир Лисин умеет стрелять во всех смыслах" - Стрингер, 13.03.2002; "Липецкая подтасовка" - Собеседник, 15.10.2008)


Лисин не любит громких публичных скандалов, предпочитая решать все споры тихо. Показательна здесь история взаимоотношений Лисина с Владимиром Потаниным. Договорившись вначале вроде бы о сотрудничестве, партнеры быстро стали непримиримыми соперниками.   Потанин сам разорвал отношения, тут же перейдя в наступление - оспаривал в суде продажу непрофильного актива НЛМК - завода холодильников " Стинол", натравливал на комбинат аудиторов. Лисин в свою очередь скупал ценные бумаги "Норильского никеля".    Но потом олигархи договорились, разделив сферы интересов.


Лисин не раз конфликтовал с липецким губернатором. Последний конфликт случился в 2008 году, когда Лисин претендовал на губернаторский пост. Кстати, Лисин стремится в губернаторское кресло еще с 1998 года, когда его кандидатура рассматривалась на должность главы администрации Липецкой области, но потом Лисин сам отказался от выдвижения и поддержал альтернативную кандидатуру Михаила Наролина. В 2002 году все ждали, что Лисин опять выдвинет свою кандидатуру на губернаторских выборах, но бизнесмен пошел на попятную - по сведениям "Коммерсанта" Лисин почувствовал, что Кремль поддержит Олега Королева. Стороны даже подписали мировое соглашение. Королев обязался прекратить информационную войну против НЛМК, Лисин - не выдвигаться в губернаторы. 
("Коммерсант", 19 февраля 2002)


Но в 2008 олигарх все-таки решил наверстать упущенное.   Впрочем, дело было не только в нереализованных амбициях. Говорили, что Лисин, пойдя на губернаторские выборы, пытался выйти из-под контроля измайловских, которые после гибели своего лидера Малевского начали вести себя особенно нагло. Рассказывали даже, что к Лисину как в "старые добрые" времена приезжали на комбинат братки на джипах, требуя покинуть комбинат, а также сдать руководство компанией " Румелко" ("Русская металлургическая компания"), в которой были размещены акции преступных авторитетов.


Главным соперником главы   НЛМК на выборах стал действующий губернатор области Олег Королев, известный защитник трудящихся. Избирательную кампанию Лисин проводил на грани фола. Один из эпизодов предвыборной борьбы чуть не стоил губернатору Королева кресла. 7 ноября во время митинга на центральной площади Липецка двое неизвестных начали топтать ногами российский флаг. Прямо напротив трибуны, на которой стоял Королев, флаг сожгли. Изумленное лицо губернатора показали на всю страну. Комментарий был одним - Королев не контролирует ситуацию в своей области. Как потом оказалось, вандалы, надругавшиеся над флагом, оказались работниками НЛМК, которые действовали по поручению неких имиджмейкеров Лисина. В конфликт олигарха и губернатора пришлось вмешаться Александру Волошину. Лисину тогда было предложено место сенатора, но он посчитал, что эта должность для него слишком мала... Говорили даже, что Лисин добился аудиенции у Путина, доказывал тому, что созрел для региональной политики. Но тогдашний президент припомнил бизнесмену историю с продажей завода " Стинол" ( Лисин выгодно продал предприятие, а по кредитам с государством не рассчитался). В итоге миллиардер ограничился ролью "серого кардинала" области.


Лисин никогда не   шел на конфли кт с властью - Путин даже вручил ему орден Почета. Говорят, у миллиардера налажены тесные связи с Кремлем - в частности с управделами президента Владимиром Кожиным. Их дружба началась еще в Высшей коммерческой школе Академии внешней торговли, в которой   Кожин и Лисин учились еще в советское время.  


Владимиру Лисину приписывают "авторство" "дела Мечела", которое вызвало настоящую панику на фондовых рынках. Тогда Владимир Путин выступил с резкой критикой металлургического завода " Мечел", которое сбывала коксующий уголь отечественным предприятиям дороже, чем за границу. Российские акции стали стремительно дешеветь. Многие посчитали, что президенту пожаловался главный клиент " Мечела" - глава НЛМК. 
(«Липецкая подтасовка" - Собеседник, 15.10.2008; «Рвет и Мечел» -«Коммерсант», 24.07.08)

Комментариев нет:

Отправить комментарий